Founders Brewing Co.

Founders Brewing Co.

Есть такой инструмент – болторез,  bolt cutter,  Дейв  Энгберс держит его в своём офисе в память о тех днях в феврале 2001 года,  когда банк дал Founders шесть дней для уплаты долга в 550 000 долларов – иначе на воротах пивоварни появятся цепи, и никому туда уже не войти.

Энгберс пошёл а магазин и купил болторез.  На что он рассчитывал?  Всерьёз собирался перекусить  цепь,  размотать и выбросить, войти внутрь – и продолжить варить пиво?  В общем – да: на тот момент он и его партнёр, нынешний президент компании,  Майк Стивенс,  были на пределе – они вложили в это дело всё, и вот оказались на краю.

В 1997 году приятели назанимали денег  у друзей и родственников,  взяли 350 000 долларов в банке на не самых мягких условиях, арендовали Brass Works Building на Canal Street в  Grand Rapids, штат Мичиган.  К этому они шли уже три года – и вот, наконец решились начать.

Вскоре стало ясно, что денег не хватает.  Надеялись на то, что успех придёт сразу: ведь они так увлечены всей этой историей.  Надежды не оправдались.  Они не смогли правильно распоряжаться даже теми небольшими средствами, что удалось собрать.  Но главное – пиво, которое варила Canal Street Co. (так до сих пор официально называется  Founders Brewing)  плохо продавалось, и не из-за козней конкурентов: оно действительно было…не очень. Варили   pale ale, amber и вайцен, рядовые, не выдающиеся. Прибыль от продажи этого унылого продукта не покрывала траты  на аренду, производство,  налоги и всякие выплаты.

Уже в 2000 парнёры лишь изредка заносили в банк какие-никакие деньги в счёт  погашения кредита. Энгберс вспоминает: — Давали банку часть платежа,  а следующие два просто пропускали. –

За аренду здания тоже не платили. Задолжали штату налогов за восемь месяцев.

Получали от других банков кредитки – и тут же выбирали с них максимум , чтобы заплатить за электричество, что-то раздать работникам.

Расходы перекрывали прибыль многократно.

И вот в начале 2001-го United Bank объявил Стивенсу и Энгберсу свой ультиматум: полмиллиона в течении шести дней – или закроют пивоварню.

Покупка болтореза – жест отчаяния, конечно.  Все прочие ходы были использованы,  оставалось лишь пойти на дно и отказаться от мечты.

Наверное, в реальной жизни большинство таких эпизодов именно катастрофой и заканчиваются, чудесное спасение – это что-то книжное, симпатичный сюжет, поддерживающий в массах надежду на то, что судьба не равнодушна.

Но считанным единицам – везёт.

Спасителем уже почти  закрытой пивоварни стал пожилой (1914-го года рожденья) меценат и финансист, переживший Великую Депрессию и насмотревшийся  всяких поворотов фортуны.  Питер Кук встретился со Стивенсом и Энгберсом,  выслушал, ничего ясного не сказал. Но уже назавтра банк известил их – Питер Кук одним своим звонком прогарантировал  платёжеспособность своих вчерашних гостей.

Cook-Peter

Парнёры понимали, что  нужно всё менять: если продолжить то, что делали все первые годы, конец наступит хоть и не завтра, но очень скоро.

Первым делом они расстались со своим пивоваром и наняли двух новых,  Jeremy Kosmicki и Nate Walser. Джереми по сей день – главный в пивоварне.

Ещё одно  важное решение: не варить пиво, которое, как  казалось, должно бы хорошо продаваться, потому что понятно покупателю и ничем его не озадачивает.  Отныне Founders будут делать продукт, богатый вкусовыми нюансами, интересный. Пусть он и дороже в производстве.  Тот, который им самим интересно пить.

Одними из первых Founders стали  выдерживать стауты в бочках из-под бурбона. Это было чем-то совсем новым,  такие сорта называли экстремальными, но Энгберс предпочитает другое определение – сложные.

Сейчас у компании есть два флагманских сорта, и находятся они на разных полюсах  пивного спектра – KBS и All Day IPA.

Kentucky Breakfast Stout,  знаменитый  KBS  был задуман, когда к Стивенсу и Энгберсу пришёл приятель и угостил их кофейными бобами, покрытыми шоколадом. Это лакомство запили пивом – и стало ясно, что все три вкуса: кофе, шоколада и пива не забивают друг дружку, они «играют» вместе, дают очень интересное и приятное сочетание.

Партнёры решили, что такое пиво нужно выстаивать в дубовых бочках, где прежде дозревал бурбон. Сейчас эта практика, пожалуй,  поднадоела, а тогда всё только начиналось.  В 2003 Стивенс  позвонил в Линчбург, штат Теннесси,  на завод, производящий Jack Daniel’s, и спросил, может ли он получить от них две использованные бочки.

Ответившая ему дама явно сочла всё это странной затеей:  такие бочки просто выбрасывали, в дело они годились лишь один раз. Разумеется, можно приехать – и забрать любые.  Это же просто отходы производства.  Зачем они нужны?

Первые две бочки наполнили  Breakfast Stout,  держали в них пиво шесть месяцев. Результат посчитали отличным.  Добыли ещё бочек.  Налили в них – на этот раз – Russian Imperial Stout,  посчитав, что для более основательной поддержки нот ванили и бурбона требуется более солидное основание.

Так родился KBS.

Сперва  у продавцов он энтузиазма не вызвал. «Как нам объяснить людям ценник в 20 долларов за упаковку в 4 бутылочки?».

Сейчас вопрос звучит совсем иначе: — «Ну как же нам добыть  ещё хоть немного KBS?» —

Спрос превышает предложение.  В объявленные дни у пивоварни собирается тысяча энтузиастов – и примерно треть из них уезжает разочарованной: пиво раскупают до того, как они оказались у прилавка. Стивенс  и Эгберс видят бутылки KBS  на eBay –  продавцы-частники просят за  раритет…много, и это огорчает производителей, но решить проблему пока не удаётся:  мощностей не хватает.

KBS-372x248

Шесть лет с 2010 компания растёт на 72% в год. В 2007 переехала в новое, огромное здание, там есть, где разместить  всё новые очереди оборудования. Даже парковку  застраивают – а на ней прежде большие грузовики стояли,  пространство – обширное.

Финансирует рост  пиво,  кажущееся – в сравнение с сортами, сделавшими Founders знаменитой – простоватым:  это питкий, сессионный  All Day IPA, с ABV всего 4.7%.  Появился в начале 2012 года, стал первым сортом, разливаемым в банки.  В линейке Founders  он  самый продаваемый , примерно половина нынешнего производства  — All Day IPA.

Сейчас почти во всех штатах  можно купить пиво Founders,  ближайшая цель компании – стать общенациональным бредом.  All Day IPA  должен превратиться в крафтовый аналог – по узнаваемости и вездесущести – супербрендов  Bud Light и Miller Lite.

Это не какая-то фантазия:  лёгкий  и ароматный ИПА (чуть было не названный Endurance – но в итоге выбрали более подходящее для больших продаж имя)  отлично продаётся на всех рынках, куда попадает.  Крафт уходит в массы, а любителей супер-интенсивных  сортов всё ж меньше, чем желающих заменить свой масслагер на  пиво вкусное, ароматное и при этом – питкое.

foundersipasessionale

Jeremy Kosmicki, главный пивовар Фаундерс, в недавнем интервью на вопрос: — Каким пивом заполнен Ваш холодильник? – ответил: — My fridge is almost always full of All Day IPA. – Холодильник у него всегда полон All Day IPA.  Джереми видит будущее крафта в появлении всё большего количества сортов с «щядящей» крепостью: — «Трудно жить продуктивно, постоянно потребляя пиво в семь и больше градусов.» —

20140302jeremyfounders

Совсем уж ярым фанатам Founders кажется, что пивоварня сбилась с пути, может стать «попсовой».  Продажа в декабре 2014 года 30% акций испанскому пивному гиганту Mahou San Miguel эти опасения как будто подтвердила.  Чтобы считаться крафтовой,  компания должна иметь не более 25% сторонних вложений,  и в самом строгом стандарте Founders считается за эти рамки вышедшей.

Но сейчас всё меньше участников этого рынка обращают внимание на ограничения, рождённые ещё в романтические времена крафта.  Компании нужны для роста инвестиции, более широкая (общенациональная и международная) дистрибуция, и она может себе позволить не оправдываться перед покупателем за свои решения: в итоге именно пиво скажет потребителю, «опопсела» пивоварня или по-прежнему держит высокий стандарт качества.

Founders продолжает экспериментировать с малыми батчами, выстаивает их в разных бочках, на протяжении разного времени  — ищёт рецепт нового хита.  Хотя и без того почти нет списков топовых сортов крафта,  где бы не встречались  позиции от Founders.

Бочки с KBS и прочими barrel-aged сортами компания держит в гипсовых шахтах под городом – это и для пива хорошо, и  для пиара.

place-founders11

Направления движения выбирают  строго по своим предпочтениям,  новые модные течения знают, но редко им следуют.  Например, кисляки варить отказались  — заражения боятся, и вообще их именно этот жанр не интересует: ну не может же он вот так повально увлечь всех и сразу.

Коллаборации крайне редки – я знаю лишь об одной, варили белый ИПА с Green Flash, компание считает это больше «движухой»,  не серьёзным делом, а как сказал Майк Стивенс – We don’t brew the buzz. —

dave+mike_historypage_inlinephoto

Founders чувствует себя уверенно, о первых трудных годах вспоминают, как о периоде занятном, но очень далёком, уже отчасти забавном.  На пятнадцатилетие компании выпустили  пятнадцатиградусный барливайн Bolt Cutter – в честь того болтореза, с которым вице-президент с отчаянья уже было собрался на преступление идти.

Рост сейчас такой, что, пожалуй, не имеет смысла называть количество занимаемых квадратных метров и выпускаемых баррелей, всё стремительно меняется год от года.  Вся эта статистика вторична в сравнении с ощущением  какой-то совсем уж глубокой полноценности, богатства нюансов, которое пиво Fоunders даёт – при парадоксально скромном ценнике,  с каким оно встало на полки в России.  Сейчас на местном рынке крафта  это, пожалуй, наилучшее соотношение цены и качества.

 

Небольшое послесловие.  О названиях.

1) Founders – слово с этикетки первых бутылок  компании. На чёрно-белом фото четверо мужчин сидели на бочке,  над  ними надпись – «Основатели». То были праотцы мичиганского пива.

Покупатели так и стали называть пиво Canal Street Co. – Founders.  Знакомый ходожник предложил Стивву и Дейву нарисовать для них логотив, гонорар – пиво. Те согласились.

2) В родном для пивоварни Мичигане Breakfast Stout  какое-то время продавали без ребёнка на этикетке: было решено запретить этот дизайн, дети не должны рекламировать алкоголь.  Компания обиделась, на новой наклейке над  спинкой опустевшего стула  нарисовали объявление с номером телефона, позвонившие слышали запись автоответчика: ребёнок говорил, что очень хотел бы вернуться.

В итоге решение пересмотрели, дитя по-прежнему пышет сытостью и здоровьем на пивной бутылке.

BSBottles2015

 

3) Штат Алабама запретил продавать сорта Old Bastard и Backwoods Bastard («Ублюдок», выдержанный в бочке)  — уж очень вызывающие названия.  Пивная общественность спорили, протестовала.  Указали на французское вино Fat Bastard, допущенное на полки.

Отвоевали, всё хорошо, бастарды в Алабаме вновь продаются.

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s